Night Trap: 25th Anniversary Edition: Обзор

Видеоквесты — тупиковая ветвь эволюции. Они возникли потому, что с распространением формата CD разработчики не знали, чем заполнить свободное место дисков. Ведь даже очень хорошие игры начала 90-х, такие как Doom, занимали от силы несколько дискет (если кто помнит такую штуку), но никак не 700 мегабайт. Решение оказалось беспощадным в своей простоте: пластиковый вакуум заполнили роликами с живыми актёрами. Кто-то просто разбавил ими геймплей, а кто-то сделал альфой и омегой, пробуя силы в интерактивном кино. Были здесь и шедевры вроде Phantasmagoria, и продукты средней руки — например, Night Trap. Недавно последнюю переиздала компания Screaming Villains — самое время выяснить, стоит ли юбилейная версия выделки.

Ночной трёп

Конечно, Night Trap глупо недооценивать. Потому что в 1992-м она вызвала бешеный ажиотаж. Мужчин при должностях смутили девицы в купальниках и сцены насилия, по поводу которых даже заседал Сенат США. В результате мы получили возрастной рейтинг ESRB — так ответили политики с бизнесменами на видеоквест компании Digital Pictures и файтинг Mortal Kombat. В наши дни картины, некогда шокировавшие общественность, кажутся детским лепетом — если бы кто-то тогда показал сенатору Джо Либерману (Joseph Lieberman) кадры из Outlast II или The Evil Within, его бы, наверное, удар хватил. Но одно осталось неизменным: мусором Night Trap называли ещё 25 лет назад. Так что не обольщайтесь, запуская её сегодня. Сделанные вами выводы — плагиат.

Флюгегехаймен из «Евротура» придумали в 1992-м.

Игра действительно начинается как порнофильм 80-х. Улыбчивые девицы в легкомысленных нарядах трещат, не смолкая, о всякой чепухе. Парни с причёсками, уложенными ездой в кабриолетах по Калифорнии, заправляют рубашки в джинсы и носят в доме солнцезащитные очки. Спецэффекты сбацал на спор театральный декоратор, который встречался со Стэнли Кубриком (Stanley Kubrick), но уже не помнит где. Действие разворачивается под музыку, созданную случайно — когда знавший лучшие времена композитор пролил бурбон на электрогитару. Он видел, как зажигал на «Вудстоке» Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), а теперь пишет ноты для какой-то низкопробной забавы. Будь проклята эта жизнь!

Иначе говоря, здесь царит классическая атмосфера. Вдыхая её сероводород, вы берёте на себя роль оперативника спецотряда SCAT, который наблюдает за домом четы Мартинов. Цель миссии — выяснить, что за чертовщина там творится, а заодно надрать задницы всем плохишам. Делать это предлагают при помощи восьми камер наблюдения и расставленных по усадьбе ловушек, срабатывающих по сигналу в непосредственной близости от цели. Здесь можно убрать ступеньки и, будто с горочки, прокатить врага в ад, там — задвинуть злодея в стену шкафом на поворотной оси. Выглядит просто, словно переключение каналов на телевизоре, да и дел всего-то на полчаса. Но не говорите гоп.

Враги — они представлены «ограми», неуклюжими образинами в чёрном, — лезут в большом количестве и из самых неожиданных мест. На паузу игру не поставить. А для использования ловушек нужно вовремя менять коды доступа — их невзначай называют во время диалогов персонажи. То есть был у нас код «зелёный», но через минуту уже «красный». Если вовремя не подслушал разговор, увлёкшись ловлей ниндзя-вампиров, — подбирай код вручную. Учитывая семь цветов на выбор, сделать это не так-то просто. Вот почему у многих Night Trap ассоциируется с зубрежом порядка действий, расписанного едва ли не посекундно.

Вхожу на враждебную территорию. Халтура разработчиков на двенадцать часов.

Набор интерфейсов за 300

Чего мы обычно ждём от переиздания классики? В первую очередь — работы над технической частью и графикой. Скажем, квест Тима Шейфера (Timothy Schafer) Full Throttle для добавления в заголовок заветного Remastered пришлось перерисовать и переозвучить. Разумно ждать и хоть какого-то упрощения геймплея. Потому что со старыми играми сам чёрт ногу сломит. Ну и цена переиздания должна более-менее соответствовать затраченным на него усилиям. Без упора на ностальгию и правильный цвет травы. Так какой же из этих пунктов соблюдён в юбилейной «Ночной ловушке»?

Да, собственно, ни один из них. Если вы надеялись, что где-то в закромах отыщутся более качественные оригиналы видео, оставьте пустые надежды. Графика была обновлена буквально на коленке. Так что смотрите в маленькое окошко, где разыгрывается драма категории B с глинобитными эмоциями актёров. Звук остался прежним: стопроцентное ретро из палаты мер и весов — хуже звучал бы только концерт группы Nirvana, записанный на кассетник человеком в толпе. За четверть века ни одна живая душа не коснулась геймплея: либо вы ловите врагов, либо следите за сюжетом — последнее неизменно ведёт к поражению. Старший по званию делает вам отеческое внушение, и начинайте заново. То есть замысел с живыми актёрами не работал здесь двадцать пять лет назад, не работает и сейчас.

Это не значит, что игра не претерпела радикальных изменений. Миниатюрные иконки камер наблюдения теперь отображают не статичный фон, а реальное положение вещей. Стало гораздо проще увидеть, какие персонажи в какой комнате находятся и откуда крадутся враги. К традиционному сюжету разработчики добавили режим Survivor, где нужно безостановочно обезвреживать незваных гостей ловушками, не заморачиваясь прослушиванием диалогов. Наконец, мощнейшая заявка на победу — выбор из четырёх интерфейсов: в стиле 1992-го, 1993-го, 1994-го и 2017-го годов. Ну разве жалко отдать за такую роскошь триста с копейками?

***

Единственная причина, отделяющая труды коллектива Screaming Villains от мусорного ведра и дающая шанс Night Trap 25th Anniversary Edition, заключается в том, что квест в наши дни выглядит чертовски забавным. Хотя в сценарии нет ни единой шутки (вернее, есть, но вы же знаете этот юмор 80-х), перед нами самая смешная игра последних лет. Она настолько же угарна, насколько и старые фильмы про Бэтмена, где играет Адам Уэст (Adam West). А смех полезен — он продлевает жизнь. Причём, как оказалось, не только людям.

Плюсы: шанс познакомиться с живым ископаемым; задачи требуют внимательности; здесь по крайней мере смешно.

Минусы: геймплей — совсем на любителя; физически невозможно играть и следить за сюжетом одновременно; изменения в переиздании не назовёшь фундаментальными; нет русского перевода.

Комментарии закрыты.